Введенные многими странами Европейского Союза ограничения против Российской Федерации, растянувшиеся на несколько пакетов, отразились, в том числе и на международных грузоперевозках, осуществляемых Казахстаном. Изменилось очень многое. В первую очередь претерпела свое изменение банковская сфера и логистика, в том числе изменились и пути и тарифы, по которым доставлялись товары из России в Казахстан.
Так, под запрет попали многие товары, производимые в России, а также те наименования, которые в РФ поставлялись. Многие крупные производители и компании-перевозчики, владеющие большим парком универсальной контейнерной тары, приостановили или вовсе прекратили свою деятельность на территории РФ. Санкции «легли» на плечи банков и персональных лиц. Автомобилям, имеющим российскую регистрацию, во въезде в страны ЕС отказано.
Проанализировав ситуацию, наши эксперты пришли к выводу, что задержка доставки преимущественно происходит в морских гаванях. Благополучное разрешение сложившейся ситуации в Министерстве индустрии видят в продолжении переговоров с Латвией с целью организации перенаправления грузов по иным маршрутам. Генеральный директор Союза транспорта уверен, что транспортировка по измененным логистическим схемам осуществима.
На территорию Европейского союза органичен доступ кораблей, попавших в санкционные списки. Под запретом для них все европейские гавани. Альтернативным решением для местных экспортеров становится использование маршрутов, которые задействуют такие гавани, как Актау и Курык.
В активном ключе сейчас экспертами просчитывается вариант повышения объемов перевозимых грузов через такие страны, как Болгария и Венгрия.
По мнению генерального директора Союза транспортников Республики Казахстан KAZLOGISTICS господина Ерлана Абсатова, в настоящее время ведется проработка обходных маршрутов по суше, с использованием коридора, проложенного через портовые терминалы Актау и Курык. Планируется направлять единицы автомобильного транспорта в гавань Курык, оттуда вести доставку в Азербайджан, а из него – на территорию Грузии. Движение судов по Черному морю на неопределенное время вызывает нежелание перевозчиков рисковать как своими судами, так и жизнями их экипажей. Господин Абсатов рекомендует активнее пользоваться сухопутными маршрутами, так как существующие риски, даже при увеличении числа паромов, приводят к повышению стоимости фрахта.