CRM-система — эффективный инструмент управления работой с клиентами. Она упорядочивает и ускоряет бизнес-процессы, делая их прозрачными и полезными. Система выбирается на основе потребностей клиента. Чтобы правильно подобрать типа CRM и понять, какой функционал необходим компании, перед внедрением проводится подготовительная работа.
Типы CRM
По функционалу выделяют несколько видов CRM:
- операционные. Системы для оперативных процессов в продажах и маркетинге;
- аналитические. В таких системах расширен функционал аналитики. Это могут быть гибкие отчеты, которые можно самостоятельно формировать в специальных редакторах. Такие системы используют для интеграции со сложными клиентскими решениями: интернет-магазином, биллингом сотового оператора и т.д;
- коллаборационные. Разработаны для совместной работы с партнерами и клиентами. В них есть личные кабинеты клиента, возможно, внутренняя социальная сеть, корпоративный портал и т.д.
По степени готовности к внедрению
CRM на рынке множество вариантов. Не все из них уже готовы к немедленному внедрению. Существуют готовые решения. Такая программа имеет стандартный функционал, решая базовые задачи. При внедрении такого ПО бизнес-модель придется адаптировать к нему.
Преимущества готового решения в бюджетной цене. Оно подойдет малому и среднему бизнесу, у которого все процессы стандартные. Или если компания хочет автоматизировать не все бизнес-процессы, а только пару аспектов.
Готовые решения с доработкой — один из наиболее популярных вариантов. Его всегда можно доработать под собственные нужды. Тут главное, правильно понять, что нужно доработать и составить грамотное тз для разработчиков.
- Система, разработанная с нуля. Это сложные полностью уникальные продукты. Для их успешной разработки и внедрения необходимы правильно описанные бизнес-процессы, требования к функциональности ПО, ответственный и квалифицированный исполнитель. Обычный фрилансер такую систему не напишет, тут нужна команда. У уникального, разработанного с нуля программного продукта есть несколько существенных минусов. Среди них: долгое время разработки, высокая цена, доработка и развитие системы после внедрения также стоят времени и денег.
- Конструкторы. По сути, это такое же готовое решение, которое заказчик собирает, как конструктор, из готовых модулей в соответствии с собственными потребностями. В первом варианте можно собрать необходимые модули и позже при необходимости докупить другие. А во втором — заказчик пользуется базовым решением, а дополнительные модули интегрируются отдельно.